neshkova 2

Добро пожаловать на сайт детского сада "Сказка"!

Здесь Вы найдете последние новости о работе нашего учреждения, фотоотчеты мероприятий, информацию о педагогах, нормативные документы, бланки заявлений и много другое.

Нешкова
Ирина Викторовна

Фото дня

Методическая копилка

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель Коткова А.В.

Как известно, ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное образование, т.е. ребёнка необходимо научить вслушиванию, рассматриванию, ощупыванию и т.п.

Сенсорное развитие служит основой познания мира. Успешность общего развития человека зависит от уровня именно сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно он слышит, видит, осязает окружающее. Вот почему так важно с самых ранних лет, когда восприятие окружающего мира интенсивно развивается, осуществлять целенаправленное сенсорное образование детей. Поэтому выбранная мною тема является актуальной и значимой.

В 2013году, я набрала новую группу: детей ясельного возраста (от 2 до 3лет), в ходе наблюдений за детьми отметила, что мои малыши очень плохо различают основные цвета, форму и величину предметов. Это же подтвердили и результаты педагогического обследования сенсорного развития детей по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Вераксы 2012г.:

· только 20% детей различали величину предметов (большой – маленький), в тоже время не могли с помощью речи отразить данные понятия;

· 19% детей различали основные цвета;

· 34% детей узнавали кубик, кирпичик, шар (форму)

Так как в данном возрасте у детей от 2 до 3 лет актуальными являются такие образовательные области как речевое и сенсорное развитие, то я для себя по результатам мониторинга определила приоритетное направление моей работы – активизация сенсорного развития детей.

Целью моей работы является совершенствование восприятия окружающего мира через формирование сенсорной культуры дошкольников

Определила и конкретные задачи работы по этому разделу:

1. Обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности

2. Формирование умения обследовать предметы, выделять их свойства: цвет, форму, величину.

3. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды по сенсорному развитию

Образовательная деятельность с детьми по сенсорному развитию осуществлялась по следующим направлениям:

1. Совместная деятельность воспитателя и детей в ходе непосредственно образовательной деятельности

2. Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

3. Самостоятельная игровая и предметно – манипулятивная деятельность детей в группе

4. Взаимодействие с родителями дошкольников по совместному сенсорному образованию детей

Образовательную деятельность с детьми раннего возраста строю всегда на игровой основе: в гости к ребятам приходит игрушечный персонаж, вокруг которого разворачиваются интересные игровые действия: прятанье и поиск; разбирание и собирание, раскладывание и складывание. Часто использую приём создания проблемной ситуации. Например: зайчику нужно правильно разложить разноцветные кубики в разноцветные коробки, но он не знает, как это правильно сделать.

Знакомя детей первой младшей группы с различными свойствами предметов в первой половине года, главным было научить детей учитывать свойства предметов во время действия с ним, а затем научить запоминать и употреблять в речи их названия.

Процесс сенсорного развития в ходе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах строила с учётом принципа постепенного усложнения материала, поэтапно:

На 1этапе – привлекала внимание детей к тому признаку, который должен быть освоен.

Например:

* Показываю шарик детям и говорю: «Это красный шарик».

* Или: «Посмотрите, у меня в руках кубик,

* Или: «Это большой домик, а рядом - маленький домик».

На 2 этапе учила детей обследовать предметы, накапливать представления о сенсорных признаках. Например, побуждала детей провести пальчиком вокруг шарика, или ладошкой по стороне кубика. Предлагала потрогать, постучать, погладить, смять, понюхать и др. действия.

На 3 этапе – формирую представления об эталонах, умения группировать предметы по определённому качеству. Например, собери красные шарики в красное ведерко, а синие - в синее ведёрко.

На 4 этапе – создаю условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и представлений в организации собственной (самостоятельной) деятельности.

Большое значение придавала совместной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах. И прежде всего, организации дидактических игр и упражнений с дидактическими игрушками и строительным материалом. Дидактические игры позволяют в занимательной, интересной для детей форме усвоить сложные сенсорные понятия, познакомиться с разными свойствами предметов, совершенствовать знания и умения, полученные в ходе образовательной деятельности.

Для развития умений в различении цвета применяла такие дидактических игры, как: «Бабочки и цветы» (разноцветные бабочки летают на лугу, а затем садятся на цветок, соответствующего цвета), «Цветные автомобили» (разноцветные автомобили должны занять соответствующий по цвету «гараж»), «Самолёты» (по сигналу красного флажка – летят красные самолёты, на взмах синего флажка – синие…).

С этой же целью в группе к потолку привесила красивые цветные шары из бумаги, которые спускаются на цветных нитках. Даю задания детям, собраться у красного шара или зелёного; постараться допрыгнуть до них, подуть и т.п.

Кроме дидактических и подвижных игр организовывала разнообразные упражнения с дидактическими игрушками и строительным материалом: разборные деревянные игрушки (башенки, грибочки, матрёшки); наборы палочек, брусков, шаров, кубов разного размера и цвета. С таким оборудованием проводила разнообразные игровые задания: собери - разбери, разложи по цвету, форме или величине и другие.

Понимая значение создания развивающей предметно пространственной среды для самостоятельного сенсорного развития дошкольников, я старалась максимально содержательнее и, вместе с тем, интересно для детей оформить уголок сенсорики в групповой комнате. Сенсорный уголок у меня получился в виде сказочного автомобиля. Его содержание помогает ребятам освоить азы сенсорики, развить тактильные ощущения, удовлетворить потребности в занимательной игре.

Для закрепления цвета, знаний о форме предметов, рядом с сенсорным уголком разместила изготовленный мною сенсорный домик. Стены желтого цвета, крыша – синего; окошки и брёвнышки разноцветные, прикреплены на липучках. Окошки к тому же разной формы: треугольной, квадратной и круглой. В 1 младшей группе дети открывали и закрывали их, тем самым развивая мелкую моторику рук, называли цвет окошек. Во 2 младшей группе кроме того они закрепляют при помощи данного пособия знания геометрических фигур – круга, квадрата, треугольника.

Около домика я разместила цветочную клумбу, где «расцвели» разноцветные цветы. Дети очень любят проводить время рядом с «клумбой», а я побуждала их отыскать цветок определённого цвета, что помогало закреплять знание основных цветов. Этот уголок группы привлекает внимание детей и создаёт у них определенный интерес. Также это помогло мне сделать процесс адаптации детей безболезненным в период привыкания к детскому саду. В зимнее время возле домика появлялись снежинки и сугробы на липучках, на заборчик прилетали птицы.

По результатам мониторинга, проведённого в мае 2014года, отмечена положительная динамика по всем параметрам сенсорного развития детей: цвету, форме, величине. Большинство детей правильно ориентируются в величине предметов (85%), различают геометрические формы (шар, кубик, кирпичик) (85%), основные цвета (76%).

Работа над этой проблемой была продолжена согласно программы «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы. и во 2 младшей группе, так как задачи сенсорного развития детей этого возраста усложняются:

1. Впервые вводится знакомство с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником

2. Сравнение предметов по величине идет по трём признакам: сравнение длины, сравнение ширины и сравнение высоты

3. Знакомим детей с новыми для них названиями оттенков цветов: голубой, розовый, серый.

Знакомство с геометрическими фигурами и сравнение предметов по величине в данной группе происходит, прежде всего, в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).

Сравнение предметов по величине проводила в соответствии с рекомендациями Л. Метлиной, последовательно, по каждому признаку в отдельности:

1. сначала сравнивали длину предметов (2 – 3 занятия)

2. затем ширину (2 занятия)

3. после этого сравнивали высоту предметов (2 занятия)

Результаты сравнения обозначали словами (длиннее - короче; шире – уже, выше – ниже; одинаковые по высоте и т.п.)

Работая над этой задачей, соблюдала определённые правила:

1. На первом занятии, когда выделяется один контрастный признак (например длины), все остальные должны быть одинаковыми (ширина, высота и цвет)

2. Сравнение проводим, используя приём приложения предметов друг к другу, при этом:

- если сравнивается длина, то концы предметов выравниваются слева

- если сравнивается ширина, то выравниваем сверху

- если высота – снизу.

3. Обязательно использование воспитателем и детьми сопровождающего жеста рукой или пальчиком: вдоль, поперек, снизу – вверх.

4. Включение игровых моментов в обучение. Например: - по какой дорожке зайка быстрее добежит до домика: по короткой или длинной? (фото) – через узкий ручеёк перешагиваем, а через широкий нужно перепрыгнуть; (фото) - по какому мостику сможет проехать машинка: широкому или узкому? - спрячь зайчика под высокую ёлочку, а мишку под низкую. (фото)

При знакомстве с геометрическими фигурами использовала осязательно-двигательные способы их обследования: провести пальчиком по контуру или показать форму в воздухе; прокатить; наложить маленькую фигуру на большую.

Алгоритм действий использовала такой:

- первоначально знакомимся с кругом, рассматриваем большой и маленький круг, уясняем, что он бывает разных размеров и разного цвета;

- затем знакомимся с квадратом и сравниваем его с кругом, отмечая различия – у квадрата есть углы, поэтому он не катится;

- на следующем этапе сравниваем треугольник и квадрат

- и только после этого даём различные задания на различение сразу трёх геометрических фигур.

Помогают здесь также игровые приёмы:

- Поставьте на треугольную полянку один грибок, а на квадратную много

- Подбери колеса для поезда из геометрических фигур? А можно ли сделать их из квадрата или треугольника? Почему нельзя? (мешают углы)

Полученные знания в ходе занятий необходимо было закреплять в повседневной жизни, т.е. во всей образовательной деятельности. Поэтому использовала стихи, загадки, чистоговорки (пример)…

Проводила дидактические игры: «Сложи предмет из геом. фигур», «Найди свой домик», «Продолжи ряд», «Что изменилось» и др.

Знакомство с новым цветом, а также его закрепление, происходит

- на занятиях по ФЭМП в играх по разделу «Количество» ( много голубых самолётов летают в небе, затем опускаются на аэродром и т.д..)

Но необходимо осуществлять преемственность в образовательном процессе, т.к. ФГОС нацеливает на применение полученных знаний во всех видах деятельности:

- на занятиях по изобразительной деятельности,: дети рисуют розовый шарик, голубые облака, серого зайку;

- а также, в дидактических и подвижных играх.

Без активного взаимодействия с родителями невозможно достигнуть качественных изменений в сенсорном развитии детей. Взаимодействие с родителями осуществлялось в разных формах:

Анкетирование, беседы, консультации, папки-передвижки, практикумы, посещение семей воспитанников, помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, родительские собрания, на которых показывала приёмы работы с детьми.

Постепенно между мной и родителями сложились партнёрские отношения, родители становятся всё более активными участниками образовательного процесса: проводят игры дома, в ходе совместных прогулок обращают внимание на отдельные свойства и качества окружающих предметов и объектов: величину, цвет, форму.

Результаты обследования в мае 2015г. показали положительные изменения по сенсорному развитию детей.