neshkova 2

Добро пожаловать на сайт детского сада "Сказка"!

Здесь Вы найдете последние новости о работе нашего учреждения, фотоотчеты мероприятий, информацию о педагогах, нормативные документы, бланки заявлений и много другое.

Нешкова
Ирина Викторовна

Фото дня

Методическая копилка

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Воспитатель Моисеева Л.В.

Федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 января 2014г. провозглашает одной из основных задач работы дошкольных организаций развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. А театрализованная деятельность - это самый творческий вид деятельности детей.

Образовательные возможности театрализованной деятельности огромны: она способствует развитию памяти, воображения, коммуникативных качеств, инициативности, создаёт положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребёнка, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
К работе над данной проблемой я приступила после проведения мониторинга образовательного процесса по рекомендациям программы «От рождения до школы» - раздел «Театрализованные игры», где были выявлены следующие проблемы:
1. Только 45% ребят детей проявляли желание попробовать себя в разных ролях
2. Лишь у 32% детей имелись знания о театральных профессиях, видах театра, правилах поведения в нем.
3. 12% детей в процессе театрализованных игр проявляли импровизацию, творчество
4. 20% детей свободно чувствовали себя в роли
5. 35% пользовались средствами выразительности …и другие.
К тому же, развивающая предметно-пространственная среда в должной мере не способствовала развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности
Решения этих проблем стали важнейшими задачами моей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основной целью работы - развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной игры
Чтобы вызвать у ребят интерес к театру, театральным играм, вовлекла их в игровую проблемную ситуацию. Однажды к детям обратился Буратино, с просьбой помочь ему с друзьями организовать театр для жителей сказочного городка. Но чтобы помочь Буратино, нужно самим много знать и уметь, поэтому было решено привлечь на помощь взрослых: родителей, воспитателей, других членов семьи.
Работа проходила в три этапа:
Подготовительный этап — он предполагал выявление уровня развития театрализованной деятельности дошкольников, изучение современных программ и методических пособий по данной теме, постановка цели перед детьми и их родителями.
Основной этап — это организация практической работы с детьми и родителями, вовлечение их в разные виды и формы деятельности, обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы разными видами театров.
Заключительный этап — обобщение материалов работы, подведение итогов и конкретизация задач дальнейшей работы.
Детей с самого начала работы по данному направлению вовлекала в активный самостоятельный поиск знаний о театре, прибегая к помощи родителей и других членов семьи. Они приносили в детский сад вырезки из газет и журналов, иллюстративный материал, обменивались информацией, коллективно обсуждая её в группе
Для обобщения собранной информации в конце года
1. Был изготовлен альбом «Современный театр – какой он?», который занял место в группе, в зоне театра.
2. Проведена непосредственно образовательная деятельность «В мире театра», где ребята познакомились с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания, работой людей театральных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драма, опера, балет и др.)
Вся работа с детьми строилась по следующим направлениям:
1. Организации театрализованных игр и упражнений в ходе непосредственно образовательной деятельности
2. Организации театрализованных игр в совместной деятельности со взрослыми в режимных моментах
3. Взаимодействие с родителями по данному направлению
4. Формирование самостоятельной театрализованной деятельности детей.
В образовательную деятельность по чтению худ. литературы часто включала драматизацию фрагментов произведений. Предварительно обговаривали:
- характер героя;
- определяли выразительные движения, жесты персонажей, каким голосом они говорят, с каким настроением.
Включала классическую и народную музыку, произведения живописи, использовала элементы костюмов, что способствовало затем проявлению детьми творчества, импровизации в драматизации. Так, в работе по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» сначала рассмотрели выражение печали на картине Васнецова «Алёнушка», затем пробовали это изобразить сами. Под русскую народную мелодию «Светит месяц» девочки изображали танец Царевны-Лягушки на царском балу.
В режимных моментах, прежде всего, основное внимание уделяла развитию у ребят основных средств выразительности: мимики, интонации, жестов и т.п., проводя для этого специальные игровые этюды. Например:
- предлагала произнести одну и ту же фразу с интонацией вопроса, просьбы, страха, грусти;
- или: изобразить при помощи позы паука, берёзку, куклу;
- жестом передать состояние «я замёрз», «у меня всё хорошо»;
- изобразить мимикой состояние человека «съел кислый лимон», «мне подарили любимую игрушку»
В работе применяла следующие виды театрализованных игр:
1.) Режиссерские игры, где ребёнок не является действующим лицом, но действует за персонажей – это настольный театр игрушек, театр картинок, теневой театр
2.) Игры – драматизации, где ребёнок играет сам. Это - драматизации с куклами бибабо, пальчиками, игры-имитации, инсценировки, постановки спектаклей
Каждая среда была объявлена у нас Днём Театра! В этот день ребята были либо зрителями постановок взрослых, либо их участниками. При этом старалась, чтобы дети-зрители также были активны: отвечали на вопросы кукол (Кто украл петушка?), выполняли их поручения (Потопайте ногами, чтобы испугать лису), давали советы (что делать зверушкам, если их теремок развалился)
Используя разные виды театров: настольный, кукольный, пальчиковый в играх по сказочным сюжетам, завершалось всё часто показом мини- спектакля детям младших групп и ребятам параллельной группы.

Чтобы ребёнок смог создать яркий сценический образ, он должен перевоплотиться в персонажа, которого играет, суметь жить его чувствами, переживаниями, эмоциями. Поэтому обращала внимание детей на то, с каким настроением произносит персонаж ту или иную фразу, каким голосом: например, козленочек просит сестрицу «Выплынь, выплынь на бережок!» Иногда, достаточно напомнить ребёнку, какое настроение он должен сыграть, и текст уже звучит выразительно. Говорю, «Не забудьте, что зайчика выгнала лиса, и он остался без дома. Поэтому ему грустно, обидно и страшно».
Постановки детских спектаклей и небольших инсценировок использовали на различных праздниках и утренниках. Так к празднику 8 марта дети подарили свой спектакль «Красная шапочка» мамам и бабушкам. Инсценировки: «Осень в лесу» и «Мишка уже проснулся» удачно вписались в сценарии осеннего и весеннего праздника. В подготовительной группе вместе с музыкальным руководителем и другими педагогами детского сада весенний праздник организовали в форме театрализованного представления «В некотором царстве в тридесятом государстве», где дети смогли видеть образцы эмоциональной и выразительной игры взрослых.
С постановкой сказки «Волк и козлята» ребята заняли 2 – е место на городском конкурсе «Книгочеи 2013».
Для самостоятельной театрализованной деятельности в группе была оформлена при участии родителей зона театра, оснащённая разными видами театров. В спальне разместили "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один, прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.
Кроме того, взаимодействие с родителями проходило в разнообразных формах , в том числе: помощь детям в сборе информации о работе театра, в изготовлении костюмов, выполнение домашних заданий, совместное участие в драматизациях и праздниках.
В заключении работы по данному направлению был проведен праздник «Путешествие в волшебный мир театра», где звучали стихи и загадки о театре, проводилась драматизация сказки «Волк и козлята».
Итоговый мониторинг говорит о положительной динамике развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности:
- 86% детей проявляют желание попробовать себя в разных ролях
- 88% используют в процессе театрализованной игры импровизацию
- 52% свободно чувствуют себя в роли
- 70% могут оценить игру актёров
- у 78% детей знания о театре, правилах поведения в нём
- 76% используют в процессе игры средства выразительности: мимику, жесты, интонацию
Но главный, результат в том, что дети и родители сплотились в одном общем увлечении, увлечении театром.