neshkova 2

Добро пожаловать на сайт детского сада "Сказка"!

Здесь Вы найдете последние новости о работе нашего учреждения, фотоотчеты мероприятий, информацию о педагогах, нормативные документы, бланки заявлений и много другое.

Нешкова
Ирина Викторовна

Фото дня

Методическая копилка

Воспитание интереса к художественной литературе. Воспитатель Бобкова О.В.

Народная мудрость гласит: «Лиши человека воды, и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком».
Но вот цифры: среди молодежи до 24 лет - 26% не читают художественную литературу вообще, а 34% опрошенных не имеют дома книг, только 8% школьников любят читать и считают чтение интересным занятием. Это говорит о серьёзной проблеме нашего времени – потере интереса к чтению книг.
По заверениям ученых, 21 век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, а знания, владение информацией и умение распоряжаться ими. Если мы хотим видеть наших детей подготовленными к жизни, необходимо сделать их грамотными читателями. Это и стало главной целью моей работы с детьми разновозрастной группы: среднего и старшего дошкольного возраста
Кто же такой грамотный читатель?

Это читатель:
- глубоко понимающий смысл текста, - авторский замысел, - умеющий оценить художественные достоинства произведения, - извлечь из прочитанного информацию, - оценить и проанализировать ее.
По данным педагогического обследования лишь 26% детей моей группы считают чтение своим любимым занятием, многие не смогли дать мотивированную оценку поведения персонажей, ошибались в определении литературного жанра, неохотно участвовали в драматизации.
Отсюда вытекают и задачи работы с детьми.
- Воспитание интереса и любви к художественной литературе
- Развитие умения понимать авторский замысел, основную идею произведения, оценивать поведение персонажей
-Развивать мышление и творческое воображение дошкольников и самостоятельную художественно-речевую деятельность
Где бы ребёнок ни встретился с книгой:
- на занятии,
- в режимных моментах,
- в процессе самостоятельной деятельности
- или родители ему будут читать, необходимо сделать каждую такую встречу настоящим маленьким чудом, открытием чего-то нового.
Что я для этого делала, организуя занятия с детьми? Во – первых: новую книгу преподносила детям как-то необычно, интересно: игровой персонаж её приносил, в посылке её получали, в книжном уголке находили или в сказочном ларце, получали в подарок от Осени, Снегурочки, деда Мороза или просто от родителей, заведующей. Вариантов много.
Во – вторых: каждый раз, раскрывая перед ребятами книгу, всем своим видом, выражением лица, действиями показывала детям, что их ждёт сейчас что-то удивительное. Также и во время чтения - интонацией, замедляя или ускоряя темп, меняя силу и тембр голоса, выражение лица, выражаю своё отношение к происходящим в произведении событиям, голосом выделяю те места, где происходит что-то важное. Только в этом случае все дети, стопроцентно, захвачены сюжетом произведения. А это уже 50% правильного понимания ими описанных событий. Остальные 50% зависят от подбора вопросов по содержанию.
Вопросы можно использовать различные:
- по содержанию,
- помогающие определить особенности персонажей,
- вопросы, помогающие заметить красоту художественной речи, («Сыплется с деревьев золото и медь» Как вы понимаете фразу?»),
- вопросы, привлекающие внимание к жанровым особенностям и многие другие.
Самое важное, это - 1) подвести с их помощью детей к пониманию авторского замысла, главной идеи, характеристики героев, и - 2) не утомить при этом ребят долгим поиском истины.
Всегда помню о том, что каждый ребёнок имеет право на собственное видение текста. Поэтому, нам, взрослым, нельзя навязывать детям своё понимание произведения. В беседе по содержанию текста я исключила фразу «Нет, неправильно!», используя только лишь «А кто думает по другому?», «А мне кажется, что…», «А я думаю, что…». Иначе мы никогда не научим ребят высказывать свои мысли, суждения по поводу поведения персонажей.
Кроме вопросов на занятии использую и другие приёмы. Например:
- интеграция разных видов искусств – так, в беседе по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» мы рассматриваем картину В. Васнецова «Алёнушка»;
- интеграция разных видов детской деятельности: работая над стихотворением И.Сурикова «Зима» предлагаю детям способом тычка нарисовать снежное одеяние земли.
- Прекрасно можно использовать приёмы ТРИЗ
- Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал; - Найди в отрицательном герое хорошее, а в положительном – плохое…
- драматизация; - моделирование и другие приёмы.
Заучивание стихотворений многие педагоги считают скучным занятием для дошкольников . Его можно превратить в интереснейшее мероприятие, если применить игровые технологии.
В структуру занятия входит разыгрывание стихотворения детьми и взрослым на основе активизации разных анализаторов: зрительных, двигательных, осязательных, обонятельных и даже вкусовых.
Так, разыгрывая отрывок из «Сказки о мёртвой царевне» про ветер, дети изображают, как ветер «гоняет стаи туч», выполняя размашистые движения руками, голосом демонстрируют, как он «воет на просторе».
А перед заучиванием отрывка про яблочко, сначала рассматриваем фрукт, трогаем, нюхаем, пробуем на вкус, обговаривая: «румяно», «душисто», «золотисто», «соку спелого полно», затем, надев шапочку яблока, водим хоровод, напевая слова текста на мотив «Ах, вы сени».
Можно также использовать специальные схемы для заучивания, пантомимика.
Благодаря игровым технологиям 50% моих воспитанников выбирают поэзию в числе любимых своих книг.
В режимных моментах традицией стало ежедневное чтение книг на добровольной основе. Систематически проходят тематические выставки книг, конкурсы чтецов, вечера детских писателей, работает мастерская по ремонту книг
Для развития самостоятельной деятельности вместе с родителями оформили книжный уголок, и значительное место в нём занимает музей книги, где представлены образцы старых книг прошлого века. Есть также книги, иллюстрированные детьми.
В уголке для родителей есть рекомендации по организации семейного чтения, правила обращения с книгой, картотека литературных игр. Главное, что должны понять родители, приобщить детей к чтению можно только, если в семье дети постоянно видят читающих родителей.
Анализ результатов педагогического обследования показал, что в конце года 80% моих детей считают чтение одним из любимых видов деятельности. . 94% (это сумма высокого и среднего уровня) умеют оценивать поведение литературных героев; 87% детей называют несколько литературных произведений, а также фамилию их авторов.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности методов и приёмов моей работы и о положительной динамике литературного развития детей.