neshkova 2

Добро пожаловать на сайт детского сада "Сказка"!

Здесь Вы найдете последние новости о работе нашего учреждения, фотоотчеты мероприятий, информацию о педагогах, нормативные документы, бланки заявлений и много другое.

Нешкова
Ирина Викторовна

Фото дня

Методическая копилка

Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
инструктора по физической культуре Усковой З.А.
На сегодняшний день в обществе произошли серьезные изменения: представления о патриотизме, доброте, нравственных ценностях искажены. Забываются такие понятия, как милосердие, великодушие, сострадание. Материальные ценности доминируют над духовными. Вот поэтому, наиболее актуальной становится задача духовно-нравственного воспитания личности.


ФГОС дошкольного образования ставит перед нами задачу построения образовательного процесса с дошкольниками на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания не случайны, назревшая проблема очевидна. И решить ее можно только общими усилиями: семьи, образовательных учреждений, социума. Поэтому приоритетным направлением моей работы я определила: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры и спорта.
Целью моей работы является совершенствование духовно-нравственного воспитания дошкольников через различные формы организации физической культуры и спорта.
Определила конкретные задачи работы по данному направлению деятельности: это, конечно же, воспитание любви к Родине, её природе, приобщение детей к отечественным традициям, праздникам, формирование здорового образа жизни, разумной смелости, морально-этического поведения.
Чтобы решить поставленные задачи, образовательную деятельность с детьми осуществляла по следующим блокам. Это:
«Мы – патриоты»
«Я выбираю спорт»
«Народные традиции»
«Минутки добра»
Итак, 1-й блок «Мы – патриоты»
Согласитесь, патриотическое воспитание является наиболее приоритетной задачей на современном этапе. Правительством утверждена специальная ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Воспитать у детей любовь к Родине, тому месту, где они родились и живут, воспитать будущих защитников страны важно и актуально.
Чтобы решить эту задачу я проводила:
1. Различные физкультурные мероприятия в честь таких государственных праздников, как День Победы, День Защитника Отечества, День космонавтики.
2. Занятия и досуги по мотивам произведений русских писателей и русских народных сказок
3. Интегрированную деятельность, посвященную красоте русской природы в разные времена года
Так, ко Дню защитника Отечества спортивный праздник провели совместно с родителями. На нем использовали средства ИКТ. Дети увидели на экране армейские фотографии своих пап, познакомились с различными родами войск российской армии. Такая организация мероприятия вызвала у детей большой эмоциональный отклик, значительно обогатила их знания, расширила кругозор. Дети были рады, что их папы - такие умелые, ловкие, сильные, старались быть на них похожими, с удовольствием участвовали в совместных играх и соревнованиях.
Отмечая День космонавтики, старалась воспитать у детей чувство гордости за свою страну, которая достигла огромных успехов в освоении космического пространства, сформировать у них нравственно-волевые качества, присущие нашим космонавтам: смелость, мужество, готовность к подвигу ради своей страны. Добиться этой цели мне помогает включение в досуги литературного и особенно музыкального репертуара (например, выполняем ритмическую гимнастику под муз. Владимира Мигули «Трава у дома»). Детям нравятся игры: «Кто быстрее построит ракету», «Школа космонавтов» и др.
В преддверии 70-летия Победы был проведен цикл физкультурно-оздоровительных мероприятий, посвященных этой дате: лыжный забег, саночные и спортивные игры, соревнования, спартакиада дошкольников. Свои первые спортивные успехи дети посвящали подвигу своих прадедов, внося капельку своего участия в благодарность за нашу мирную жизнь.
В честь Года литературы я проводила физкультурные занятия и досуги, обыгрывая сюжеты популярных рассказов и сказок. Ведь через отечественную литературу воспитывается и любовь к своей стране.
Так, например, на занятии по произведению Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашкова», ребята вместе с паровозиком наслаждались запахом цветущих ландышей, т.е. выполняли дыхательную гимнастику; любовались яркими красками заката, когда девочки показали упражнение с шарфами.
В процессе досуга «Выручаем Айболита» - дети показали, что они смелые, ловкие, сильные и готовы спасти любимого героя сказки К.Чуковского, попавшего в беду.
Интегрированная деятельность - это новая для меня форма работы, которую я провожу совместно с музыкальным руководителем, включая в неё стихи русских поэтов, подвижные игры, логоритмическую гимнастику, песни и хореографические номера. Через интеграцию детской деятельности дети эмоционально ярче проявляют свое восхищение красотой природы родного края.
«Народные традиции»
Чтобы воспитывать в детях патриотизм, нельзя забывать и о своих национальных корнях, богатой народной культуре, важно помнить традиции русского народа, возрождать и продолжать их.
С этой целью я включаю в физкультурные занятия произведения фольклора: сюжеты русских народных сказок, заклички, пословицы и поговорки, народные игры, ОРУ под русские народные песни, обыгрывание в движениях народных примет. Фольклор учит ребят добру, взаимовыручке, единству с природой.
Большой воспитательный эффект имеют русские праздники, ведь многим из них сотни лет. Через народные праздники прослеживается связь поколений. Отмечая праздник «Сороки», по старинной традиции, мы с детьми встречали птиц из теплых стран, передавали особенности их движений, учились добру, любви и бережному отношению к природе. Силу показывали мальчишки, перетягивая канат, как истинные русские богатыри, а девочки учились понимать, что проявление силы - это привилегия сильной половины человечества. Так незаметно закладываются основы полоролевого поведения.
Ежегодно, по традиции отмечаем всеми любимый и долгожданный праздник «Масленица». Дети любят масленичные народные забавы: «Кто быстрее испечет блины», «Бег в галошах», «Перетягивание каната». Сколько эмоций вызывает у них пробуждение медведя, выполнение зарядки с ним. Неизгладимое впечатление оставляет в детской душе обряд сжигание чучела Зимы и угощение блинами. Такие традиции не должны исчезнуть, ведь они несут знание о самобытности нашего народа, его неповторимости, любви к родному краю. После таких мероприятий дети чувствуют себя представителями именно русского народа с великой историей и богатыми традициями.
2 блок – «Я выбираю спорт»
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, толерантного поведения. Здоровый образ жизни является главным условием сохранения здоровья ребенка, а физическая культура должна стать частью общей культуры каждого человека.
Приобщение дошкольников к физической культуре, здоровому образу жизни осуществляю через различные формы работы, вы их видите на экране. Остановлюсь лишь на некоторых из них: это участие в акциях, проектная деятельность и проведение Спартакиады.
Ежегодно, в течение 3-х лет, принимали участие в городских акциях: «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» и «В будущее без риска». Все участники образовательных отношений: дети, родители, педагоги, на время участия в акции объединяются в общий коллектив, в одну целенаправленную деятельность, получают массу положительных впечатлений и удовлетворение от участия в досугах, экскурсиях, соревнованиях, конкурсах, викторинах. Результаты муниципальных и региональных этапов данных акций – вы видите на экране.
В 2014году, в преддверии и в ходе Олимпиады в Сочи, в детском саду был реализован среднесрочный проект «Олимпийские резервы». Его цель – приобщение детей к ЗОЖ, воспитание интереса к истории физической культуры, олимпийскому движению. В ходе реализации проекта были проведены: эстафета олимпийского огня, экскурсии в спорткомплекс, выставки рисунков о спорте, физкультурные праздники и досуги с детьми, в том числе на улице: в день открытия Олимпиады - 7 февраля. В этот день на физкультурной площадке детского сада звучал гимн России, поднимался российский и олимпийский флаг, юные спортсмены участвовали в лыжных гонках и соревнованиях по биатлону.
В дни проведения Олимпиады мы отслеживали с детьми результаты наших российских спортсменов, что освещалось на специальном медальном табло, установленном в спортивном зале. Не менее торжественным было и закрытие игр. Победа нашей сборной никого не оставила равнодушным. Флаг России и Олимпийских игр, торжественно несли девчонки и мальчишки, а может быть, будущие участники олимпийских игр. В результате реализации проекта дети познакомились с историей Олимпийских игр, зимними и летними видами спорта, легендарными спортсменами-победителями Олимпиад, у них зародилось уважение к героям спорта, желание стать на них похожими.
В июне 2015 года впервые в детском саду была проведена Спартакиада дошкольников. Участие детей в ней определялось согласием родителей и детей, осмотром врача до проведения и в день проведения. Предлагалось 4 вида соревнований:
а) прыжки через скакалку б) метание на дальность в) прыжки в длину с места г) бег на скорость (30 м)
По каждому виду спорта определялся победитель и призеры в личном первенстве. Во время соревнований дети поддерживали друг друга, радовались за успехи товарищей. Заинтересованность детей ярко проявилась в их активном участии, некоторые из участников освоили прыжки через скакалку за несколько дней, буквально накануне, девочки старались научить мальчиков. После подведения итогов победители и участники получили грамоты и сладкие призы. Детям очень понравилось соревноваться, об этом говорили их веселые и довольные лица. Поэтому эта работа была продолжена: в январе 2016г. проведена Зимняя Спартакиада, где соревновались лыжники и саночники. Таким образом, с ранних лет спорт, физическая культура становятся неотъемлемой составляющей жизни дошкольника, которая затем продолжается в школе и, я надеюсь, в течение всей жизни.
Кратко о блоке: «Минутки добра»
Физкультурные занятия и досуги предоставляют большие возможности для воспитания нравственных качеств и нравственного поведения дошкольников: кто-то уступит девочке дорогу или поможет найти место в колонне, кто-то старательно выполнит обязанности дежурного, проявит понимание при неудачной попытке товарища. Считаю для себя важным замечать такие моменты и обязательно одобрить проявление детьми доброты, сочувствия, помощи.
Чтобы дети были добрее друг к другу и к окружающим, на каждом занятии в разные его части включаю так называемые «Минутки добра». К примеру, в конце занятия предлагаю взяться за руки: «Мы стали сильнее и крепче.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
Собрана целая картотека таких стихотворных «минуток добра».
Важно также помочь каждому ребенку реализовать себя, чтобы чувствовать себя комфортно среди других, для этого нужно протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается. В каждой группе есть физически ослабленные дети или дети с ОВЗ. И глаза этого ребенка светятся счастьем, если он видит поддержку других, и у него то же получается выполнить задание.
Сотрудничество с родителями
Без сотрудничества с родителями невозможно достигнуть качественных изменений в духовно-нравственном развитии детей. Взаимодействие с родителями осуществляла в разных форма: как традиционных, так и нетрадиционных - это семейные спортивные встречи, совместное проведение праздников, досугов, проектная деятельность, тренинги и практикумы. Постепенно между мной и родителями сложились партнёрские отношения, родители становятся всё более активными участниками образовательного процесса.
Своим опытом работы по данному направлению делилась с педагогами других детских садов города, проводя открытые мероприятия, в том числе областного уровня. (на экране).
В результате проведенной в течение 3 лет работы у выпускников детского сада заложены основы общей культуры, нравственных качеств и толерантного поведения, ценностей здорового образа жизни. Дети знают не только название своей страны, но и имена великих полководцев, знаменитых российских спортсменов, чтут и продолжают праздничные народные традиции. Ребята развивают свои таланты, занимаясь в группах, студиях, кружках. О красоте и любви к своей родной стране поёт Аксенов Дима – победитель областных вокальных конкурсов.
Мы гордимся успехами тех наших выпускников, которые имеют достижения в спорте: Галабурда Роман, Паподайло Стас (призеры и участники Всероссийских соревнований по борьбе); Тагунец Миша, братья Ковзиковы: Даниил и Артем, Хлистунов Саша, Ермачков Сережа (победители областных соревнований по футболу) и др..
Мы проводим в детском саду встречи с такими выпускниками - это мероприятие «Я талантлив», где они рассказывают нашим воспитанникам о своих достижениях.
На сегодняшний день, считаю, что проведенная работа даёт положительные результаты и соответствует требованиям ФГОС.