neshkova 2

Добро пожаловать на сайт детского сада "Сказка"!

Здесь Вы найдете последние новости о работе нашего учреждения, фотоотчеты мероприятий, информацию о педагогах, нормативные документы, бланки заявлений и много другое.

Нешкова
Ирина Викторовна

Фото дня

Методическая копилка

«Совершенствование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности».

Презнтация опыта работы воспитателя Глушенок И.А.

Чтобы дети дошкольного возраста в будущем стали успешными людьми, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, умели анализировать ее, находить неординарные решения в различных ситуациях, необходимо сформировать у них познавательно-исследовательские умения - это одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках реализации ФГОС ДО.

Профессор Савенков А.И. говорил: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». Когда ребенок сам действует с объектами, он приобретает прочные знания, лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения, организации поисковой, исследовательской деятельности. По мнению психологов Ж. Пиаже и Н.Н. Поддъякова, если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести, к серьёзным психическим нарушениям и негативно сказывается на развитии ребёнка, его способности обучаться.


Поэтому приоритетным направлением моей работы с детьми старшего возраста я определила: совершенствование познавательного развития дошкольников средствами исследовательской деятельности, что и составило цель моей работы.

Основными задачами работы с детьми в этом направлении стали:
- формирование познавательных интересов и мотивации через организацию исследовательской деятельности;
- развитие умений самостоятельно составлять алгоритм собственной исследовательской деятельности и действовать в соответствии с ним;
- формирование умений анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и отношения, делать выводы и умозаключения.

Основными формами организации познавательно-исследовательской деятельности стали:

  • исследовательский проект,
  • экспериментирование,
  • наблюдение,
  • коллекционирование,
  • занятия – исследования.

Теоретической основой организации исследовательской работы с дошкольниками для меня стала методика Савенкова А.И., предложенные им алгоритм и методы проведения исследования.

Алгоритм исследования:

  • постановка проблемы;
  • определение темы исследования; её цели и задач;
  • выдвижение гипотез;
  • составление плана деятельности,
  • сбор материала;
  • формулировка выводов.

Методы проведения исследования, одновременно являющиеся и его планом:

  • подумать самому,
  • спросить другого человека (специалиста),
  • прочитать (посмотреть) в книге,
  • провести наблюдение или эксперимент,
  • получить информацию в интернете.

Детям предлагала схематическое изображение этих методов на картинках. Эту методику использовала при организации исследовательских проектов: «Моя семья», «Страна Витаминия», «Мир комнатных растений», «Стародуб – город трудолюбивых людей» и др.. Каждому из них предшествовала какая-то проблемная ситуация. К примеру, работа над проектом «Мир комнатных растений» проходила в старшей группе, в связи с введением дежурства по уголку природы. Ребята понимали, что за цветами нужно ухаживать по-разному, но не знали как; задумались, для чего люди разводят комнатные цветы. Предположили, что они приносят пользу. Информацию собирали из книг, бесед с родителями, в процессе занятий, просмотра видеофильма, проведении опытов, выполнения домашнего задания с родителями (собрать интересные сведения о комнатном цветке и творчески их представить). В итоге, дети узнали, как богат и разнообразен мир комнатных растений, как от правильного ухода зависит состояние растений, какую пользу они приносят, у них возникло желание участвовать в создании красоты интерьера. Изготовили схемы ухода за растениями. У ребят появился любимый цветок – фиалка, который они вырастили из листочка в подарок маме на 8марта. Собрана коллекция этих цветов, и принято решение подарить их сотрудникам ДОУ на выпускном празднике.

Вместе с детьми и родителями собранны также коллекции крупяных изделий, злаков, камней, семян растений, фото Стародуба... Дети рассматривают их, классифицируют предметы, определяют сходство и различие между ними, расширяя свой кругозор, систематизируя знания об окружающем.

Всегда параллельно с подготовкой детей к исследованию проходила работа (разъяснительная и консультативная) с родителями, которые помогали детям в сборе информации в ходе проекта, затем выполняли с ними творческую работу (альбом, плакат, буклет...). Объясняла им важность предоставления в семье возможности ребёнку самостоятельного поиска новых знаний. В образовательном процессе с детьми часто использовала и занятия - исследования, которые включали

  • проблемно-игровую ситуацию,
  • постановку цели,
  • выдвижение гипотез,
  • проверка их в практической деятельности,

формулировка выводов.

На занятии «В царстве трёх ветров» ребята исследовали пользу и вред для человека ветра. Предположили, что он приносит вред, разрушения. В ходе беседы выяснили, как он образуется, экспериментируя с водой, веером, вертушками, вентилятором и др. узнали, каким разным по силе бывает, доказали и пользу, и разрушительную силу его действия.

В ходе таких занятий - исследований знакомились со свойствами воды, камней, видов почвы, воздуха и др. Самые убедительные и прочные знания, радость открытия, дают детям опыты и эксперименты, помогающие понять, почему всё происходит так, а не иначе. Их организация проходила и на занятиях, и в режимных моментах от простого к сложному, поэтапно:

  • сообщение цели и задач исследования,
  • обговаривание его хода,
  • выполнение работы,
  • наблюдение и анализ полученных результатов,
  • формулировка выводов, которые делали не только в словесной форме, но и графически в рисунках, схемах.

При проведении опытов избегала прямых инструкций; поощряла инициативу детей, учила их действовать самостоятельно, чтобы каждый почувствовал себя на минутку первооткрывателем, т.е. в форме партнёрства. Это способствовало созданию эмоционального комфорта, развивало активность ребят, умение принимать самому решения. Опыт, проведённый под руководством взрослого, ребёнок затем может провести самостоятельно. Для этого в группе с помощью родителей оборудовала мини-лабораторию «Любознайка», где живет Незнайка (кукла), с которым дети делятся своими знаниями. В помощь ребятам есть подсказки: схемы-алгоритмы проведения опытов; схемы правил безопасности при работе, защитная униформа из полиэтилена (очень привлекает детей!). Здесь же полка умных книг – помощница в сборе информации в ходе проектов, и даже микроскоп, открывающий путь в невидимый нам мир. Рекомендовала и родителям простейшие опыты как увлекательные занятия для всей семьи. Экспериментирование постепенно стало для детей нормой жизни, ведущим путём ознакомления их с окружающим миром.

Весной в группе создавали «огород» на окне. Здесь, выращивая лук, рассаду, дети наблюдали, какие растения растут быстрее, сравнивали цвет и форму листьев, опытным путём определяли необходимые для роста и развития условия, фиксировали результаты в дневниках наблюдений рисунками, схемами, проводили опыты «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом», помогающие понять зависимость жизни растений от кислорода и света. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, использую правило: оставлять всегда что- то недосказанным, чтобы у детей было желание вновь вернуться к поиску ответов, не иссякло стремление узнавать новое, исследовать, искать.

На сегодняшний день работа по данной теме завершена, так как мои воспитанники завершили дошкольное обучение. Задачи, которые я перед собой ставила в начале пути, выполнены. Об этом говорят итоги диагностики на готовность к школьному обучению. По образовательной области «Познавательное развитие» показатели у моих воспитанников оказались выше на 6%, чем у воспитанников параллельной группы. А это значит, что проведённые исследования заметно обогатили знания детей об окружающем мире и систематизировали их.

Результаты моих наблюдений говорят о наличии у детей интереса к самостоятельному исследовательскому поиску, у многих из них сформирована познавательная мотивация. Мои воспитанники научились ставить и достигать цели, планировать свою деятельность, следовать плану. Они умеют также анализировать, видеть причинно-следственные связи и отношения, делать выводы и умозаключения. Дети проявляют любознательность, познавательную активность, самостоятельность. Но главное, на мой взгляд, что дети понимают, для чего им нужны полученные знания, как они могут применить их в реальной жизни, на практике, что является целевой установкой ФГОС дошкольного образования.